Венецианское стекло: этой технологии более 2000 лет! Нет предела совершенству. Некоторые творения рук человеческих уму непостижимы, ими можно только любоваться и недоумевать, как человек мог создать такие шедевры. Эта мысль приходит на ум, когда видишь.

Творения из муранского стекла являются такими поразительными произведениями искусства.

Эти мозаичные изделия создаются из сотен маленьких фрагментов стекла — мурин. Затем вся композиция сплавляется воедино под действием высокой температуры. Мастер-стеклодув формирует эти мозаичные конструкции в необычайно красивые предметы посуды, вазы и украшения.

Муранское стекло — самая пластичная разновидность стекла. Секретный состав позволяет стеклодувам-художникам воплощать даже самые немыслимые задумки в самые причудливые и непредсказуемые формы.

Сама техника миллефиори получила свое название от французского слова мillefiori, что в переводе значит “цветочный луг” или “тысяча цветов”. Изделия из муранского стекла в этой технике, приравниваются к драгоценностям. Внешне они производят эффект не меньше, чем самоцветы.

История

История мозаичного стекла с цветочным узором уходит корнями в Древний Египет. Хотя сама техника миллефиори появилась в Италии. Еще во 2 веке до нашей эры Александрийские стеклодувы умели выплавлять мозаичное стекло. И лишь в I веке до нашей эры римляне переняли и довели до совершенства эту технологию изготовления стеклянных изделий.

Муранское стекло названо в честь расположенного вблизи Венеции острова Мурано. Технология попала туда в XIII веке. Именно там было тогда налажено изготовление этих диковинных стеклянных предметов.

Пару веков до этого стекольные мастерские были расположены в самой Венеции. Но это производство связано с огнём, что грозило пожарами. Власти Венеции издали указы вынести мастерские на отдельно лежащий остров. Именно так Мурано на пять веков стал центром стекольного производства.

История муранского стекольного дела была полна не только светлых моментов. В XVIII веке французские войска захватили итальянский остров и производство было остановлено. И что удивительно, саму технику мастерам удалось сохранить в тайне, за разглашение которой грозила смертная казнь

Поэтому в тонкости этого ремесла посвящали ограниченный круг лиц. Это привело к утрате старинных технологий выдувания мозаичных стеклянных изделий.

В середине XIX века, благодаря энтузиазму одного адвоката из Виченцы, венецианское стекло пережило второе рождение. Антонио Сальвиати стал основателем стекольной фабрики в Мурано, которая стала производить изделия традиционным венецианским способом.

Во второй половине XIX века технологии производства мозаичного стекла были раскрыты, и изделия из стекла миллефори стали производиться за пределами Италии. Французы и англичане освоили муранскую технику выдувания и наладили свое производство таких изделий. Затем миллефори стало популярно во всем мире.

Технология миллефиори

И как бы далеко не пошли технологии стекольного дела, творения муранских мастеров — всегда ручной работы. Ибо только изделия, к которым прикасалась рука мастера, поистине ценны и оригинальны. Кстати, мастера стекольного дела из Италии создают свои шедевры в буквальном смысле своим дыханием.

Разогретую стекольную массу, стеклодув набирает через трубку с мундштуком с одной стороны и расширенным краем для забора стекольной массы с другой. Интересно то, что эта трубка не существенно не изменилась за две тысячи лет своего существования. После забора стеклянного сгустка, стеклодув начинает выдувать жидкое стекло, который на воздухе принимает объемную форму. Форма готового изделия корректируется специальными инструментами. И достоин отдельного внимания тот факт, какой силой рук, дыхательными способностями должен обладать стеклодув, не говоря про художественные навыки.

Техника миллефори заключается в выдувании стеклянных прутьев с рисунком на срезе по всей длине. Это изображение получается в результате наслоения стеклянных нитей на стержень. Разогретый прут вытягивают до нужного диаметра. При этом рисунок получается миниатюрным и иногда филигранным. Далее остуженные прутья режут на несколько частей и собирают пучок. Пучок подплавляют и делают из него тоже прут с множественными рисунками. И так до тех пор, пока не будет получен нужный рисунок на срезе.

Получившийся прут нарезают на медальончики толщиной 5-6 миллиметров. Это и есть мурины.

На муринах может быть изображено все, что угодно — от простых сердечек до целых сюжетов. Затем много таких медальончиков-мурин наносят техникой горячего накатывания на разогретое стеклянное изделие. После всех необходимых процедур изделие будет напоминать поляну с рисунками.

Лорен Стамп — маэстро миллефиори

Мы уже видим, что орнаменты миллефиори -мозаичные композиции из мурин. И создание их — трудоемкий сложный процесс.

И эта техника доступна лишь единицам.

Редкие мастера мало того, что освоят эту технологию, так еще и умудряться создавать при помощи мозаек миллефиори шедевральные композиции. И поскольку эта техника вносить тончайшие детали, особо умелые мастера создают даже создают репродукции живописи на срезах мурин.

Американский художник Лорен Стамп владеет этой сложной техникой. Из-под его умелых рук выходят портреты, пейзажи, сюжетные изображения и репродукции мировых полотен.

Работа художника настолько тонкая, что он складывает трубку таким способом, чтобы на срезе получилась картины, например портрет Мадонны. И тут бесспорно, высочайший уровень таланта мастера не вызывает сомнений, только восхищение и авации.

Еще несколько фактов

Шедеврально выглядят ювелирные изделия, выполненные в муранской технике: бижутерия, кольца, кулоны, браслеты, броши, серьги, заколки и другие аксессуары, которые радуют глаз и делают образы более эффектными. Современные умельцы-художники мастерски применили эту технологию к полимерным глинам, парафиновому воску и другим материалам.

И в заключение хотим добавить, что сегодня существует множество стилей и приемов изготовления изделий в муранском стиле. Мозаичное, филигранное, прозрачное, авантюриновое, молочно-матовое, халцедоновое. Все виды имеют различную фактуру, текстуру и назначение, подчиняются уникальному венецианскому стилю, которому более 2000 лет.

Чешское рукотворное стекло, богемское и хрустальное также может легко посостязаться в замысловатости и красоте с итальянским муранским стилем.