В XXI веке лишь 19 фильмов удостоились высочайшей награды киноакадемии — «Оскара» — за лучший дизайн костюмов. Как правило, награду получают картины с исторически точно воссозданными образами. Обычно облик оценивается целиком, включая прически и грим. Поэтому нередко фильму дают сразу несколько статуэток. Причем сама кинолента при этом может быть весьма посредственной и не получить награды за актерское мастерство или сценарий, хотя порой случаются приятные комбинации.

Предупреждение: статья может спровоцировать у вас острое желание обновить гардероб.

Черная пантера, 2018

******

Художник по костюмам — Рут Э. Картер.

Для создания стильных супергероических образов пришлось смешивать воедино футуристические элементы, традиционную африканскую одежду и аксессуары высокой моды. По признанию Рут Картер, все это время у нее перед глазами висели фотографии аутентичных африканских нарядов, редких украшений из ракушек, а также примеры пирсинга и боди-арта.

Призрачная нить, 2017

Художник по костюмам — Марк Бриджес.

Действие кино происходит вскоре после Второй мировой войны, а в то время в мире царствовали два модных дома — лондонский и парижский. Бриджес взял за основу первый. Он изучил несколько биографий мало кому известных английских дизайнеров — Питера Расселла, Харди Эмиса, Майкла Донеллана — и соединил все их таланты и «фишки» воедино.

Фантастические твари и где они обитают, 2016

Художник по костюмам — Коллин Этвуд.

Центральный предмет одежды всего фильма, конечно же, пальто Ньюта Саламандера, сшитое в количестве 12 идентичных копий для съемок картины. Оно имеет бензиновый цвет, или же, как его называет Коллин Этвуд, темно-павлиний синий. В общем и целом силуэт пальто соответствует принятой в 1920-х годах форме.

Безумный Макс: Дорога ярости, 2015

Художник по костюмам — Дженни Беван.

Интересно, что помимо «Оскара» за костюмы фильм удостоился наград еще в 5 номинациях, включая грим. Все герои одеты в апокалиптической стилистике, главными атрибутами которой являются потертая кожа, пряжки и грязь.

Отель «Гранд Будапешт», 2014

Художник по костюмам — Милена Канонеро.

Поскольку направление кино — иронично-утопическое, то и цвета решено было брать «сказочные», радужные. В пятерку основных вошли красный, розовый, желтый, золотой и ведущий фиолетовый. Неслучаен был и выбор ткани — фетр. Канонеро рассказала в интервью, что именно фетр чаще всего используется при пошиве военного обмундирования — это должно было вызвать у взыскательных зрителей чувство надвигающейся беды.

Великий Гэтсби, 2013

******

Художник по костюмам — Кэтрин Мартин.

Любопытно, что оригинальный фильм, снятый в 1974 году, также получил «Оскар» за лучшие костюмы. В создании нарядов для киноленты 2013 года принимала участие компания Prada, а также Tiffany & Ко и Brooks Brothers. Так что ажиотаж вокруг одежды возник еще раньше, чем ее удалось увидеть на больших экранах. А премьера фильма мгновенно породила создание множества модных коллекций платьев по мотивам «Великого Гэтсби».

Анна Каренина, 2012

******

Художник по костюмам — Жаклин Дюрран.

Для вдохновения Дюрран просматривала образы 1950-х годов, в которых был идеальный баланс между строгостью форм и их романтичностью. Иначе говоря, строгой привязки и цели следовать истории при создании кино не было. Достоверность костюмов ограничилась силуэтом.

Артист, 2011

Художник по костюмам — Марк Бриджес.

На случай если кто-то не смотрел фильм, заметим, что это немая черно-белая картина. Все детали, включая интерьер, экстерьер и костюмы, являются данью уважения эпохе настоящего немого кино. Стилизация вышла достойной — недаром на Каннском фестивале зал 10 минут аплодировал стоя.

Алиса в Стране чудес, 2010

******

Художник по костюмам — Коллин Этвуд.

В нарядах этого фильма важны детали. Если внимательно посмотреть на голубое платье Алисы, то можно разглядеть тяжеловесную черную отделку, которая совсем не вяжется с воздушной тканью. Это готический «привет» от Тима Бертона, который намекает зрителю, что героиня не так инфантильна, как утверждает ее девичье платье.

Молодая Виктория, 2009

******

Художник по костюмам — Сэнди Пауэлл.

«50 млрд долларов — и ни одного спецэффекта», — возмущались критики. Тем временем львиная доля средств ушла на пошив костюмов. Три наряда были точными копиями реальных платьев английской королевы Виктории — траурное, свадебное и коронационное. Ирония заключается в том, что каждое из них появилось в итоговой киноленте лишь на несколько секунд экранного времени.

Герцогиня, 2008

Художник по костюмам — Майкл О’Коннор.

Нарядов для этого фильма было создано такое множество, что пришлось организовать для их хранения отдельную гардеробную комнату. Причем 30 комплектов были сделаны по историческим прототипам.

Золотой век, 2007

******

Художник по костюмам — Александра Бирн.

Все созданные образы английской королевы олицетворяют определенный этап ее жизни. Красные и оранжевые платья символизируют коронацию и власть, а также выделяют персонажа среди множества блекло одетых фрейлин. В паре эпизодов, где королева тревожится и грустит, встречаются зеленые оттенки.

Мария-Антуанетта, 2006

Художник по костюмам — Милена Канонеро.

Этот фильм — настоящая вакханалия стиля рококо, хотя наряды и не претендуют на историческую точность. Канонеро сохранила исходный крой фасонов, но убрала избыточность в отделке. Интересно, что идея сшить костюмы только пастельных цветов пришла художнице в голову в тот момент, когда она увидела коробку миндального печенья похожих оттенков.

Мемуары гейши, 2005

Художник по костюмам — Коллин Этвуд.

На историческую точность наряды совершенно не претендуют. Очевидно, поэтому жителям Японии картина не понравилась: ни одежда, ни даже прически не имеют ничего общего с реальными образами гейш. Кроме того, даже выполняемые героинями танцевальные па всего лишь вымысел создателей фильма.

Авиатор, 2004

Художник по костюмам — Сэнди Пауэлл.

Вся картина воссоздает кинематографический стиль первой половины ХХ века — так называемой эпохи «Техниколора». В то время на экранах главенствовали красные, зеленые и голубые тона. Именно они и стали ведущими оттенками при создании костюмов. Интересно, что Сэнди Пауэлл были доступны лишь черно-белые старинные снимки, и некоторые цвета приходилось попросту выдумывать.

Властелин колец: Возвращение короля, 2003

Художники по костюмам — Ричард Тейлор и Найла Диксон.

Количество нарядов, которые шили для фильма, поистине едва исчислимо — 19 тыс. Для одного только Фродо понадобилось 64 комплекта одежды, а для Арагорна — 32. Часть костюмов почти стала произведениями искусства, особенно кольчуги. Все они создавались вручную, и на изготовление простенького варианта из 13 тыс. колец уходило трое суток.

Чикаго, 2002

Художник по костюмам — Коллин Этвуд.

Весь мюзикл — это воплощение эстетики джазовой эпохи, и наряды не исключение. Основная особенность одежды — отказ от типично женственных форм в пользу более свободного мужского кроя. Сопутствующие аксессуары — декор в виде цветов или бантов и различная вышивка.

«Мулен Руж!», 2001

Художники по костюмам — Кэтрин Мартин и Энгус Стрэтай.

В общей сложности над созданием нарядов работали 80 костюмеров, а суммарное количество созданных образов достигло трех полных сотен. Одежда выдержана в максимально игривом и соблазнительном стиле: короткие юбки, выглядывающие подвязки, перья, рюши, чулки в сеточку и, конечно, кружевные панталоны.

Гладиатор, 2000

Художник по костюмам — Дженти Йейтс.

Всю нужную информацию художнице удалось найти на колонне Траяна в Риме. Колонна со всех сторон покрыта барельефом, где изображено огромное количество воинов в обмундировании. Дополнительным источником вдохновения для Йейтс послужили исторические картины Альма-Тадема.

Некоторые критики считают, что костюмерное ремесло потихоньку уходит в небытие, ведь сейчас все что угодно можно создать в фотошопе и потратить намного меньше как времени, так и денег. А вы как думаете, есть ли будущее у этого искусства?